occuserpens (occuserpens) wrote,
occuserpens
occuserpens

Κак нам обустроить определение объективности?

salery приводит такое вот определение объективности: объективность вообще-то в том, чтобы называть вещи своими именами. Если у вас на улице некто вырвет кошелек, то объективный подход к делу будет заключаться в том, чтобы его задержать, констатировать, что он грабитель и наказать, а кошелек вернуть вам. Но можно, конечно, поступить и по-другому. Задаться, например, вопросом, а не слишком ли ваш кошелек толстый, правильно ли это, и не является ли тот, кого вы приняли за грабителя, носителем какой-то иной, чем ваша (которую вы безосновательно считаете единственно возможной) правды, и в результате возвратить вам, допустим, половину денег, а человека отпустить. Вот именно такого рода “объективности” от нас и ждут.

Первая аналогия для этого определения "объективности" - малоизвестная шутка из комедии Сухово-Кобылина "Дело".

1-ый полицейский: Ты вообще-то кому-нибудь и во что-нибудь веришь? Я так нет.
2-ой полицейский: А я вот всему верю.
1-ый полицейский: Это как?!
2-ой полицейский: А очень даже просто. Допустим, мне показывают на человека и говорят, что он Папа Римский, а по совместительству - карманник. Так я сомневаться ни в чем не буду, возьму этого Папу за шкирку и сведу в участок.

Судя по всему, над неудобным, негламурным вопросом о том, кто и как именно будет "объективно" назначать людей ворами и пострадавшими, проф. Волков предпочитает не задумываться.

Вторая аналогия относится к американской культуре. Bнимательному читателю National Review логика salery очень хорошо знакомa. Для М.Ледина, "историка античности" В.Д.Хансона и их коллег неоконсервативно-республиканскaя партийная линия естественным образом "объективна". А вот любые отклонения от таковой суть проявления следующих семи смертных грехов:

(1) Релятивизма, утраты моральной определенности;
(2) Либерализма;
(3) Коммунизма;
(4) Антиамериканизма;
(5) Антисемитизма;
(6) Арабского империализма;
(7) Глобального исламофашистского терроризма.

Да, конечно, когда университетский профессор работает со студентами, именно он объясняет им, что такое объективность, а никак не наоборот. Потом, когда его студенты начинают в свою очередь работать преподавателями, цикл повторяется.

С другой стороны, "обучение" фактов, экспериментальных данных тому, как надо подтверждать теорию, представляет собой нарушение объективности и обыкновенное шарлатанство. Ровно с этого серьезное обсуждение понятия объективности и имеет смысл начинать.
Tags: рф
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments