occuserpens (occuserpens) wrote,
occuserpens
occuserpens

"Сенсация" Вуди Аллена


До сих пор я знал 2 1/2 кино-стереотипа журналистов. Первый - это "борец за истину", который занимается тем, что спасает граждан - ну например от засилия мафии. Второй - "негодяй", который злоупотребляет своим влиянием в личных интересах и портит невинным людям жизнь в борьбе за славу. Наконец, за половинку сойдет журналист-герой фильма нуар. Нуарный журналист - это такая мелкая сошка в лабиринте криминальных приключений, где правых и виноватых нет, закон тайга, а прокурор - медведь. За половинку - потому, что нуарный жанр к величайшему сожалению принадлежит прошлому, был, да почти весь вышел. А вот в последнем фильме Аллена, похоже нашелся стереотип за номером третий с половиной - мисс мердоковский репортер. Но обо всем по порядку.

В отличие от предыдущего фильма Аллена "Мэтч-Пойнт", "Сенсация" не очень сенсационна, т.е. это не шедевр, а просто очень хорошее, стильное камерное кино. Короче говоря, "Сенсация" - это типичный алленовский фильм, и как таковой, он обязан иметь Гламурную Молодую Даму - по возможности талантливую или по крайней мере способную, но обязательно очень сексапильную. Представить себе алленовский фильм без такой героини и ее романтических приключений практически невозможно, это как НФ без пришельцев и звездолетов.

Далее, в алленовском фильме как правило присутствует сам Вуди в роли нерда, интеллектуального сексуально озабоченного невротика - в этом отношении он довольно близок к российским интеллигентам. Алленовский нерд естественным образом лишен физической привлекательности, он старше и опытнее Гламурной Молодой Дамы, но магическим образом ее притягивает. По ходу дела происходят умные богемного типа диалоги, насыщенные фирменным алленовским юмором. Место действия - Нью-Йорк, нежно любимый Алленом Манхэттен.

Первое отличие "Сенсации" от обычной алленовской схемы - действие происходит в Лондоне, а не в Манхэттене. У Аллена это второй после "Мэтч-Пойнта" лондонский фильм, и этот переезд драматичен сам по себе. Только невероятной силы идеологическое давление могло заставить классика американского кино уехать из его любимого города! Впрочем, Аллен - не Вайда, открытого политического протеста, борьбы за какую-либо "справедливость" в его фильмах нет потому что не может быть никогда. Все идет на тонких намеках и полутонах, очень грубо говоря, Аллен - большой мастер "фиги в кармане".

Второе отступление от схемы - в "Сенсации" Аллен выступает в роли отца, точнее, псевдо-отца, а не любовника Молодой Дамы. Для инсайдеров алленовского киномира это само по себе нетривиально - как же это героине удастся избежать Вудиной постели и каким будет Первый Любовник на этот раз?

В "Сенсации" Молодая Дама - это студентка журналистики, которая годится Аллену во внучки. Зовут ее Сондра Прански, а играет ее Скарлетт Йоханссон. Сондра знакомится с героем Аллена при странных обстоятельствах. Аллен играет пожилого циркового фокусника, который выбирает Сондру для стандартного циркового трюка - распилка женщины.

По ходу фокуса, Сондра внезапно сталкивается с Призраком Опытного Репортера, который посвяшает ее в тайну убийства, которое он не успел расследовать при жизни. Для Сондры это замечательная возможность проявить себя, и она начинает расследование, попросив фокусника сыграть роль ее отца.

Потенциальный убийца оказывается молодым богатым аристократом, которого играет Хью Джексон. Сондра знакомится с ним в бассейне, где она симулирует приступ судороги. Аристократ ее спасает, и таким образом они знакомятся. Далее начинается более-менее обычная романтическая комедия.

Никаких следов пресупной деятельности Питера не обнаруживается, зато роман идет полным ходом. При жизни Призрак был профессионалом высокого класса, он хорошо понимает, с кем имеет дело. Без посторонней помощи, Сондра явно неспособна что-либо расследовать по-настоящему. Поэтому он, несмотря на проблемы с отлучками из преисподней, контактирует и с фокусником, так что оба посюсторонних героя сохраняют полную мотивацию.

Что касается героя Аллена, то он играет обычную комическую роль Назойливого Отца. С одной стороны, Сондра им видимо тяготится, а с другой - явно понимает, что без посторонней поддержки она не только ничего не расследует, но и замуж выйти не сможет, все сведется к кратковременной связи - как это с ней уже случалось.

В конце концов, назойливость и подозрительность алленова фокусника вызывает у Питера Лаймана подозрения, и он, помня что Сондра - плохой пловец, решает утопить ее в пруду. Проблема состоит в том, что на самом деле, плавает она прекрасно, так что девушке удается спастись. Что касается фокусника, то торопясь Сондре на помощь, он попадает в автокатастрофу и гибнет.

В конце фильма Сондра добивается своего и печатает репортаж о разоблаченном убийце - ее сенсация готова! Что касается фокусника, то мы видим, как он развлекает карточыми фокусами обитателей преисподней.

Реакция критиков на эту историю весьма примечательна, она варьируется между равнодушно-пренебрежительной и откровенно враждебной. Создается впечатление, что они просто не понимают, о чем и зачем это все, почему фильм сделан так, как он сделан, воспринимают его с нуля.

Такое отчуждение не могло быть более печальным. Хотя некоторые фильмы у Аллена просто не получaются (например, "Мелинда и Мелинда"), типичный его "малый" фильм сделан удивительно тoчно, со вкусом и, главное, в полном соответствии с театральной и старой голливудской традицией. Получается, что бездумное критическое пренебежение бьет в самую сердцевину замечательной культурной традиции, попросту разрушaет американский кинематограф. Что самое удивительное, зал воспринимает "Сенсацию" вполне адекватно, зрители понимающе смеются, им нравится!

В порядке объяснения разрыва межды Вуди Алленом и его критиками, можно сказать, что режиссер просто говорит то, что они, в отличие от зрителей, решительно не хотят слышать. Дело в том, что фильмы Аллена, как малые, так и большие, только на вид эскапистские. При внимательном рассмотрении, они удивительно точно передают дух времени. И, в конце концов, по кинематографическому уровню они гораздо выше общего потока!

Вот и в "Сенсации" мы видим удивительно точный и жесткий снимок мердоковских СМИ - всецело поглошенных нарциссизмом, кричаще безвкусных, одновремeнно монотонных и истеричных, лишенных какого-либо интереса к новостям как таковым. Не случайно самая запоминаюшаяся шутка Аллена звучит мрачно и многозначительно: раньше я был еврейского вероисповедания, но потом перешел в нарциссизм. Нет, это совсем не то зеркало, в которое профессионалам англо-американских СМИ хочется смотреть. B этом, к сожалению, все и дело.
Tags: окино
Subscribe

  • Кроткая

    Женское имя Деларам можно перевести с урду как Кроткая. У Хамеда Замани получается так, что наше хобби - кротко, без гордыни умирать за любовь.…

  • Не зарастет народная тропа

    Концептуальный конструкт на этом снимке называется "Памятник 911", установлен в Балтиморе на набережной реки Патапско, в Иннер Харборе. Место…

  • Хамед Замани. Поминальное

    Было бы по очень странно, если бы на гуманитарных факультетах лучших столичных универcитетов учили слушать и понимать такую некомфортную музыку,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments