occuserpens (occuserpens) wrote,
occuserpens
occuserpens

Г.Хоукс. Сержант Йорк (1941)


Есть такая теория, что пропаганда, информационная война - это когда почтенные дамы и господа мечут словесные громы и молнии на ТВ или на худой конец в блогосфере. Гнилых плодов этой теории на Фоксньюс сколько угодно, российский образец можно посмотреть здесь - малодухоподъемное ИМО зрелище как визуально, так и по смыслу. В том, что качественная пропаганда и демагогия - это совершенно разные вещи, можно убедиться по одному из лучших голливудских достижений этого жанра - "Сержанту Йорку".

Фильм вышел буквально за несколько месяцев до Пирл Харбора, когда администрация Рузвельта поставила перед Голливудом задачу - подготовить американцев к вступлению в 2МВ. Кинематографистам нужно было преодолеть очень сильные тогда как снизу, так и сверху пацифистские, изоляционистские и пронемецкие настроения. От того, как красиво и непринужденно Хоукс выполнил нетривиальный социальный заказ, у внимательного зрителя захватывает дух.

Сюжет фильма несложен. Bо время 1МВ бедный и безалаберный крестьянин из Теннеси Алвин Йорк после серьезных сомнений вступает в армию, становится героем, возвращается в свой захолустный городок, где и исполняется его американская мечта - герой войны получает в подарок семейную ферму. Единственный, но зато выдающийся талант Йорка - умение метко стрелять, от которого в мирной жизни было не так много толку, но зато очень пригодилось на войне.

В порядке политкорректного осложнения, под влиянием местного пастора Йорк избегает понятного для отличного стрелка искушения и читает Библию от корки до корки. В частности, заповедь не убий он по-крестьянски понимает 100% буквально, так что избавиться от этого табу ему очень сложно. Но, избавившись, Йорк без каких-либо переживаний истребляет немцев как охотничью дичь. Вопрос о том, насколько такая меткость реально достижима с обычным оружием без оптического прицела, остается открытым :)

Подставив вместо Библии том из соответствующего ПСС, бывшесоветский зритель немедленно узнает советского передовика-комсомольца и оценит сложность стоявшей перед командой Хоукса задачи. Как же так, неужели такая непроходимо ватниковая история поддается сколько-нибудь убедительной экранизации? Оказывается, еще как поддается! Дело мастера боится, особенно если в фильме играет сверхзвезда Гэри Купер и великолепные актеры второго и третьего плана.

Если хорошенько забыть толстовскую публицистику про опрощение, позднебулгаковский снобизм и тем более мертвенно серые фантазии постсоветских барчуков справа и слева, фильм смотрится на одном дыхании. Опыт, накопленный в гангстерских боевиках и вестернах, по нeму виден очень хорошо. Судить об этом можно по клипам сверху и снизу.

Действие юмористической сцены сверху происходит в учебке, Йорк поражает военное начальство своим снайперским талантом. Оцените визуальное мастерствo - каждый кадр, каждое движение в кадре отполированы до блеска, этой магии у Хоукса будут учиться французские, итальянские, польские кинематографисты. И, конечно, внимательный зритель заметит, что военные действительно заинтересованы в конечном результате. Если бы все дело было в рейтинговых факторах, плевать бы они хотели на странные отклонения от норм подготовки призывников.

На клипе снизу - главная батальная сцена фильма, по ней хорошо видна низкотехнологичная маломобильная война без подавляющего превосходства в воздухе. При всей идеализации по ней можно понять как воевали в горах Кореи, в ирано-иракской войне, примерно так сейчас воюют в Сирии и в Ираке. Любо-дорого посмотреть на работу снайпера - живые дышащие кайзеровские солдаты отстреливаются как индейки без антигеноцидной риторики, либеральных сомнений и компьютерной анимации.
Tags: окино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments