occuserpens (occuserpens) wrote,
occuserpens
occuserpens

Г.Хоукс. Человек со шрамом (1932)


Среди прочего, голливудский классик Говард Хоукс - один из основоположников жанра гангстерской драмы, его "Человек со шрамом" - один из первых таких звуковых фильмов. Из-за естественного культурного барьера современному зрителю он может показаться странным, но когда те, кто совсем не умеют ориентироваться в этом мире, рассуждают о кино и театре, у меня сразу возникает вопрос - а не засиделись ли вы, господа, на печитеплом и уютном диване?

На первый совсем невнимательный взгляд может показаться, что "Человек со шрамом" примитивен, это едва ли не комикс. Но, если присмотреться к короткой сцене на клипе сверху внимательно, то оказывается что там все очень реально, если хотите, это и есть живое определение реализма, недаром Хоукс - один из гуру французской Новой Волны, а консультировали его настоящие гангстеры.

Коротко говоря, "Человек со шрамом" - это история взлета и падения американо-итальянского гангстера Тони Камонте, его протипом послужил Аль Капон, которому фильм по слухам понравился. Действие происходит в 1920х годах во времена запрета на алкоголь, а фильм снят уже во время Великой Депрессии и замечательно передает ее дух - сегодня у тебя жизнь удалась, ты сыт, пьян и любим, а о том, что будет завтра, будем думать завтра.

Сразу нужно сказать, что гангстерский детектив - прямая противоположность детективу интеллектуально-охранительскому, линии Достоевского - Конан Дойля. В этом мире теории не измышляют, интриган Порфирий с его манипулятивной психологией и квазиинтеллектуал Холмс с его дедуктивным методом исчезают без следа. В действительно критических ситуациях их элегантные игры бесполезны и вредны для дела.

На клипе сверху мы видим, как бутлеггер Тони, только что выйдя из-под ареста, приходит в кафе на свидание с девушкой. По сюжету девушка эта не простая, а любовница его мафиозного менеджера, так что он, как обычно рискует. Впрочем, Тони не привыкать, да и его очаровательная знакомая скорее всего знает, что своего предыдущего босса он ликвидировал.

Присмотревшись, мы замечаем, что Тони приходит в ресторан не один, а по-шекспировски, в сопровождении телохранителей. Галантная беседа с дамой быстро и непринужденно переходит в спецоперацию, когда кафе попадает под предупредительный обстрел банды-конкурента.

Тони мгновенно вычисляет, что их обстреливают из автоматов, которые в то время были технологическим новшеством. Подстрелив одного из нападающих, он получает в свое распоряжение ценный гэджет, который, в отличие от современных смартфонов, позволит ему действительно революциониозировать бизнесный процесс.

Ни один актер в этой короткой сцене не тратит ни секунды впустую, все виртуозно играют свои роли и прекрасно себя чувствуют в компании друг с другом. Каждый кадр - художественная фотография, которую хочется рассматривать еще и еще раз. Диалоги, впрочем, несколько неуклюжи и похожи на титры, все-таки это раннее звуковое кино.

Сценическое движение отработано до блеска, а с боевым оружием персонажи фильма обращаются также непринужденно как с ножами, вилками и посудой. Соответственно нет и необходимости постоянно акцентировать его применение, на каждый разрезанный кусок мяса и открытую бутылку вина экранного времени не наберешься.

Автомобили, оружие и красавицы - три столпа традиционной гангстерской драмы, этим она близка и понятна любому подростку от Чикаго до Парижа, Бейрута и дальше на Восток, Ну а то, что это чудо сделано в классическом Голливуде, внимательному зрителю объяснять не надо, подпись мастера стоит на каждом кадре, нужно только уметь ее читать.

У фильма есть второе остро амбивалентное название - "Позор Hации", и это не просто риторический прием. Во-первых, гангстерское насилие, городская партизанская война - это очень реальная социальная проблема. Во-вторых, в картине показан неполиткорректный в то время адюльтер, есть и прозрачный намек на инцест - Тони расстреливает своего лучшего друга за связь с сестрой Ческой, к которой он явно испытывает не только братские чувства.

В-третьих, в "Человеке со шрамом" гангстеры-итальянцы противостоят законопослушному американскому большинству. В то время это никого не интересовало, но сейчас такой свирепый фильм о мусульманских террористах невозможно себе представить. В-четвертых, "Позор Нации" - это намек на немой шедевр Гриффита "Рождение Нации" с его скандальным показом Ку-Клус-Клана.

Наконец, название фильма связано с цензурными проблемами. Хоуксу и его продьюсеру Говарду Хьюзу пришлось немало поработать с Хайесом - создателем цензурного кода, который как раз тогда внедрялся в Голливуде. Судя по конечному результату, их дискуссия была конструктивной - в результате, в отличие от СССР, как кинематографисты, так и цензоры многому научились.

Из цензурных соображений история жизни Тони Камонте вставлена в жесткую рамку - в начале идет пафосный призыв к правительству покончить с мафией, в середине к этому призывает издатель местной газеты, а в конце Тони и его приближенные позорно гибнут от пуль полицейских. В итоге цензурная правка получилась несколько неуклюжей, но в дальнейшем Голливуд продемонстрировал чудеса цензурных игр, которые ни сoцреалистам, ни антисоцреалистам и не снились.
Tags: окино
Subscribe

  • Спасибо, котик

    Я думал, что у меня полетел HDMI порт на материнке, а оказалось, что это котик перегрыз HDMI кабель.

  • Спутники Урана

    Случайно набрел в фейкбуке на жалобное-прежалобное: У отца моего аспирант раз в армию попал, причем, служил в ракетных войсках (это вроде как…

  • Why we need TV

    A court in Germany has ruled that the owner of a chicken that was mauled to death by a dog in 2017 deserves a higher payout because the hen was…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments