occuserpens (occuserpens) wrote,
occuserpens
occuserpens

Categories:

Э.Ромер. Летняя история (1996)


Эрик Ромер - гигант кино 20в, один из основоположников французской Новой Волны. Как и положено гиганту, Ромер уникален, ни на кого из своих соратников не похож - ни на Трюффо, ни на Шаброля, ни тем более на Годдара. На него чем-то похож Вуди Аллен, но все же Ромер совсем другой.

В Советском Союзе я никогда о Ромере не слышал и, честно говоря, не думаю, что в России им кто-то до сих пор интересовался. Лучшая ИМО вещь Соловьева "100 дней после детства" по атмосфере напоминает Ромера, но гораздо проще.

Операторская работа и актерская игра в фильмах Ромера филигранны, но самое удивительное у него - диалоги. Ромер - не только великий режиссер, но и сильный писатель, современный классик, а его герои отличаются говорливостью. Типичный его персонаж - MS или PhD, но говорят они нарочито просто и скромно.

В замечательной "Ночи с Мод" дело доходит до дискуссии иезуита и евромарксиста о Паскале, но это исключение. Как правило, ромеровские герои флиртуют и пространно рассуждают о любви и дружбе без явных ссылок на авторитеты. Не зная литературу конца 19 - начала 20в, вполне можно подумать, что это банальный интеллигентский треп.

Ромер - замечательный мастер изощренной комической мелодрамы. У авторов послабее отличить флирт от серьезной связи невозможно и в принципе не нужно, а рассуждения по этому поводу сводятся к более или менее неуклюжей псевдопсихологической публицистике. Напротив, в фильмах Ромера это принципиально.

"Летняя история" - одна из лучших картин позднего Ромера. Она очень похожа на его ранние вещи 1960х гг, это типичное для режиссера фигурное катание на катке изысканного 100% добропорядочного флирта. Посмотрев ее, я перечитал "Даму с собачкой" и с удивлением обнаружил, что это-таки вариация на чеховские темы, перенесенная каким-то образом на сто лет спустя, во Францию конца 1990х гг.

Этот клип я, не зная французского, выбрал за английские субтитры. Инженер и музыкант Гаспар флиртует с Марго. Марго работает на курорте официанткой, а вообще-то она PhD этнограф. В этой сцене она элегантно берет реванш за свое скромное социальное положение. Гаспар жалуется ей на жизнь, а хитрая девушка ненавязчиво дает понять, что по социальным навыкам ему до нее далековато, и больше, чем на дружеский поцелуй Гаспару рассчитывать не приходится.

Особенно интересна мелодия, которую Гаспар насвистывает в самом конце. По сценарию это не просто попса, а вариация на темы французского фольклора, Гаспар сам ее сочинил! Чтобы оценить его работу сполна, нужна профессиональная квалификация этнографа Марго, но Гаспар сочинил эту песенку не для нее, а для его девушки Лены, с которой у него безнадежно запутанные отношения.
Tags: окино
Subscribe

  • Кроткая

    Женское имя Деларам можно перевести с урду как Кроткая. У Хамеда Замани получается так, что наше хобби - кротко, без гордыни умирать за любовь.…

  • Не зарастет народная тропа

    Концептуальный конструкт на этом снимке называется "Памятник 911", установлен в Балтиморе на набережной реки Патапско, в Иннер Харборе. Место…

  • Хамед Замани. Поминальное

    Было бы по очень странно, если бы на гуманитарных факультетах лучших столичных универcитетов учили слушать и понимать такую некомфортную музыку,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment