occuserpens (occuserpens) wrote,
occuserpens
occuserpens

upd: Виктор Флеминг. Летчик-испытатель (1938)


В 1930х гг в Голливуде легко и непринужденно снимали фильмы, от совершенства которых у любителя кино захватывает дух. Актеры-звезды, замечательные режиссеры, сценаристы, операторы работали сообща так, чтобы картина получилась близкой и понятной каждому. От подростков до профессионалов в различных областях, все наслаждались оптимистичными киношедеврами того времени.

В "Летчике-испытателе" играют сразу три голливудские звезды 1930х гг - Кларк Гейбл (главный герой), Мирна Лой (его жена), Спенсер Трейси (его друг). Кларк Гейбл играет летчика-испытателя, американского Чкалова, а испытывает он не какой-то условный самолет, а ранний прототип знаменитой летающей крепости В-17 - одного из лучших самолетов в истории авиации.

В клипе сверху мы видим конец картины. Лучший друг пилота только что погиб в катастрофе, его жена страшно переживает, а герой Гэйбла к ее ужасу хладнокровно отвечает, что все идет как положено. Сразу нужно сказать, что манера актерской игры совершенно отлична от нынешней, так что современному зрителю приходится преодолевать определенный культурный барьер. Исключительно интересны диалоги, чтобы оценить их по достоинству, мне пришлось посмотреть клип несколько раз.

Дальше следует диалог героя с его начальником. В этой сцене герой фильма заметно нервничает, приносить начальству плохие новости - занятие не менее рискованное, чем испытывать самолеты. Разговор заканчивается тем, что пилота переводят на наземую работу с большим повышением. Теперь он командует подразделением стратегических бомбардировщиков, которые проходили испытания во второй половине фильма.

Великолепна финальная сцена, которая явно адресована не только американцам, но и руководству держав оси. Лицо маленького сына летчика показано на фоне подразделения самолетов, которые очень скоро будут сносить немецкие и японские города с лица земли. Этот замечательный кадр стоит того, чтобы посмотреть его раз 5, он достоен Эйзенштейна! И не забудьте оценить звукоряд - естественный рев авиационных двигателей воспринимается куда лучше любых электронных спецэфффектов.

Когда серьезное искусство и пропаганда сочетаются гармонично, как это происходит в фильме Флеминга, возникает иллюзия, что все это само собой разумеется. Усилия кинематографистов невнимательному зрителю непонятны и безразличны, зато возникает навязчивое искушение ситуацию банализировать.

Первый вариант - снисходительно похвалить авторов, например, за успешное выполнение социального заказа. Второй - выругать их за компромиссы с властью или за диссидентство. Но в том-то и дело, что банальность - удел и симптом несчастливых бесплодных эпох, когда идея создавать такие замечательные вещи никому и в голову не приходит.
Tags: окино
Subscribe

  • Бизнесная логика

    В Ливии в 150 км от Триполи семья убитого мигрантами смагглера в порядке мести убила 30 мигрантов, eще 11 мигрантов было ранено. Если отфильтровать…

  • Басидж против Ковида

    В одной из тегеранских мечетей женщины - члены хомейнистского ополчения Басидж шьют средства индивидуальной защиты (PPE). Насколько их продукция…

  • Голуби и ястребы

    Интересующиеся нынешними протестами в Иране могут прочитать в прореспубликанском washingtonexaminer.com: The government's security apparatus…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments