occuserpens (occuserpens) wrote,
occuserpens
occuserpens

М.Ханеке. Время волка (2003)



Типичное толкование "Времени волка" - это постапокaлиптическая антиутопия. Конец света пришел и прoшел, Европа как мы ее знаем полностью разрушена, теперь быстро дичающие пост-европейцы пытаются выжить на обломках цивилизации.

Замечательный факт - в фильме Ханеке полностью отсутствуют какие-либо спецэффекты, картина держится на актерской игре, диалогах и операторской работе. Ни секса, ни насилия нет и в помине, убийство показано без каких-либо графических деталей.

Можно ли такой фильм толковать как фильм-катастрофу для умных? Мол на самом деле это обычная для НФ история выживших после ядерной войны, но собственно о ядерной катастрофе авторы фильма по каким-то причинам умалчивают.

Думаю, что запретить такую интерпретацию, конечно, нельзя, но она достаточно произвольна и уж никак не единственна. Есть еще один, более простой и прадоподобный вариант. "Время волка" - это введение в войну для чайников, а герои фильма - беженцы. У реальных беженцев вполне может, если не должна отсутствовать сколько-нибудь связная картина происходящего, никакой достоверной информации у них нет, вместе объективных новостей - конспирологическая пропаганда и слухи.

Но именно это мы и видим в фильме - герои не имеют ни малейшего представления о том, в чем именно состоит постигшая их катастрофа. Не знает этого и зритель. Просто благополучная буржуазная семья пeреезжает на вэне из города к себе на дачу. Причины их переезда мы не знаем, но почему бы и не съездить летом на дачу, что может быть естественнее?

А потом вдруг оказывается, что семейная дача уже захвачена какой-то посторонней незнакомой героям семьей. Глава этой враждебной семьи без лишних предисловии убивает мужа главной героини фильма Анны и отбирает у нее и ее детей все все, у них есть, начиная с дачи, машины и запасов продовольствия.

Все это происходит в самом начале фильма, а потом мы видим бессмысленные и безнадежные странствия Анны, ее дочери подростка Евы и ее младшего брата Бена по французской глубинке. Сперва бедняги попрошайничают и ночуют в сараях, потом им удается прибиться к группе таких же беженцев, которые ночуют на заброшенной железнодорожной станции. Вся эта странная кампания ждeт поезда, который вроде бы идет в тот самый город, из которого Анна с детьми в начале фильма уехала...

Особым достижением "Время волка" не назовешь, картина откровенно растянута. Но, благодаря режиссуре Ханеке, естественным диалогам и блестящей игре Изабеллы Хуперт в роли Анны, любознательный зритель может узнать о войне куда больше, чем из пятисортных боевиков вроде УС-2 и публицистического словоблудия по этому печальному поводу.

Да, между прочим, фильм вышел в 2003г., именно тогда начались войны в Афганистане и Ираке. В американском прокате, даже ограниченном, я его не видел.
Tags: окино
Subscribe

  • Ностальгическое

    Пресс-служба ВКС РФ явно расслабилась, на 0:25 летчик Ту-160 что-то прикидывает на логарифмической линейке :)

  • Черная внучка

    Попытался послушать очередной истеричный плач внучки б. премьер-министра Афганистана Дарьи Митиной про разгром афганских западников, но, честно…

  • Когда жена - гений

    Популярный автор и б.советник Рейгана Сюзанна Масси сообщает: В 1967 году мой муж находился в сомнениях относительно своей будущей писательской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments