occuserpens (occuserpens) wrote,
occuserpens
occuserpens

Categories:

М.Антониони. Фотоувеличение(1966)


Есть фильмы и сцены, при одном упоминании о которых у любителя кино захватывает дух и приходится прилагать основательные усилия, что не перейти на бессмысленные междометия. Так вот, Фотоувеличение и финальная сцена клоунского тенниса - это как раз тот самый случай. Такие вещи лучше смотреть и продумывать много раз на протяжении многих лет, да и подыскать пару-тройку подходящих теорий для их объяснения тоже не помешает.

Теннис - это финальная сцена фильма, по сюжету она со всем остальным никак не связана. Герой Антониони, успешный фотограф Томас, прогуливается в парке. Там он встречает машину с клоунами, которая направляется к теннисному корту. Клоуны высаживаются и начинают играть, но только без настоящих ракеток и мячика - они существуют только в воображении игроков и зрителей.

Томас за ними с интересом наблюдают, а потом игроки теряют воображаемый мячик и дают ему понять, что хорошо бы его достать. Томас идет туда, куда этот мячик мог упасть и делает вид, что бросет его игрокам. Те жестами благодарят и продолжают играть. Томас подбирает с земли свою камеру и уходит. Все, на этом фильм заканчивается.

Естественный вопрос - что эта сцена означает и есть ли у нее вообще какой-то определенный смысл? Моя личная теория - эта замечательная сцена осмысленна, без общих рассуждений о загадках человеческой души, отчуждении и невозможности полноценного общения вполне можнo обойтись.

Итак, Томас живет в центре своего в высшей степени благоустроенного мира, который находится под полным его контролем. Он - фотограф-мастер, его дело - манипулировать красавицами-моделями так, чтобы в результате получились замечательные фотографии, за которые счастливые клиенты с радостью выложат маленькое состояние.

А потом возникает некоторая заминка. Одна из его моделей оказывается не блондинкой, созданной для того, чтобы выполнять его указания, а соучастницей убийства, жертву которого Томас случайно фотографирует. В результате он сам оказывается в роли пешки в совершенно непонятной ему игре, которая к счастью заканчивается без какого-либо для него ущерба.

Что касается сцены с теннисом, то, по-моему, она происходит не в реальности, а в воображении фотографа. Смысл ее - не все коту масленица, ничего не поделаешь, приходится иногда и кукловоду играть роль третьестепенной марионетки.
Tags: окино
Subscribe

  • Этот народ непобедим

    По сведениям британского independent.co.uk, только 19% англичанок носят лифчики правильного размера, у 26% они слишком велики, остальным - жмут.…

  • Черная внучка

    Попытался послушать очередной истеричный плач внучки б. премьер-министра Афганистана Дарьи Митиной про разгром афганских западников, но, честно…

  • Сессия

    Хитроумные профессора решили проучить бестолковых ленивых студентов и сыграли с ними в игру "Сессия". Притворились деренскими дурачками и,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments